Взрослые вопросы детской речи

Взрослые вопросы детской речи

Многие родители интересуются – соответствует ли речь их ребенка возрасту. Какие причины могут послужить поводом для обращения за консультацией к логопеду?

Об этом мы решили спросить учителя-логопеда Е.В. Атипову.

— Елена Викторовна, скажите, насколько это вообще важно?

— Профилактика речевых нарушений, своевременная их диагностика и коррекция – лучший способ для становления ребенка как полноценной личности. После трехлетнего возраста формирование интеллекта ребенка начинает напрямую зависеть от уровня развития речи. Недостатки или задержки речевого развития могут пагубно сказаться на полноценности мышления, состоянии памяти, восприятия и внимания ребенка. Именно поэтому ранняя диагностика и квалифицированная помощь ребенку в освоении речи станут залогом его дальнейшего успешного развития.

— На что именно нужно обращать внимание родителям малыша?

— Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «мамама», «бабаба», «папапа» и т.д.). Для исключения нарушения слуха необходимо обратиться к детскому отоларингологу, затем к неврологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено — получить индивидуальные рекомендации логопеда.

Как правило в годик здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му-му», «ням-ням». Если ребенок в возрасте двух лет произносит очень мало слов (менее 10), нет простых фраз или ребенок совсем не говорит – это повод для беспокойства.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…).

В возрасте трех лет консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок говорит на «своем» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

К трем годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, использует простые предложения. Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «Ябоко» — яблоко, «петЕнька» — печенька и т.д.

Если в возрасте четырех лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки или произносит их мягко: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька», или у него есть проблемы с ответами на простые вопросы.

— К пяти годам ребенок должен уже хорошо говорить?

— Да. В норме к пяти годам у малыша должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Ребенок должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов.

— Могли бы вы дать рекомендации по профилактике нарушений речи для родителей?

— Первое. Старайтесь следить за своей речью. Не нужно говорить слишком громко и быстро, следите за правильностью произношения звуков. Дети подражают своим родителям, поэтому именно вы должны быть примером для своего малыша.

Второе. Не злоупотребляйте соской-пустышкой. Знакомая всем с детства пустышка действительно может причинить вред, если ребенок будет подолгу и часто держать ее во рту. Она может привести к формированию высокого неба и искаженному звукопроизношению. Кроме того, соска элементарно мешает малышу говорить.

Третье. Воздерживайтесь от повторения за ним его детской речи: баиньки, ам-ам, бибика и т.д. Общайтесь с ним нормальным взрослым языком – так он будет понимать, что именно такая речь является правильной.

Четвертое. Побуждайте ребенка высказывать свои желания с помощью речи, а не жестов и мимики.

Пятое. Читайте малышу сказки, потешки, стишки, рассказы – книжки с яркими красивыми иллюстрациями, которые соответствуют возрасту вашего ребенка.

Правильная и красивая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и дальнейшего успешного обучения в школе.

— Спасибо за советы!

Сергей Понедельченко,

8(86383) 2-64-35,

e-mail: info@perekrestokinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому