Ростовчанка Елена Лысенко, специалист в сфере гостеприимства и туризма, гид-экскурсовод в Ростове-на-Дону рассказала нам о топовой достопримечательности Донской столицы – подземных переходах, а точнее, мозаичных панно, которыми они украшены. Всего в городе четыре таких подземных перехода. Горожане называют мозаику «ростовское чудо» или «чудо под землей».

Мозаичные панно собраны из кусочков советской плитки: здесь и природа донского края, и шолоховские герои, и космос и детство, и бои за Ростов, и панорама берегов реки. Над их созданием работал мозаичник с бригадой в составе семи мастеров, и это были женщины, поскольку нужно было терпение.
Уникальна и техника выполнения, и материал: дело в том, что все панно были собраны вручную из кусочков обычной кафельной плитки. Из инструментов использовались кусачки и обычный наждачный станок. Работали в масках, потому что после обточки было очень пыльно.
Каждое панно делали от нескольких месяцев до полугода. И летом, и зимой. В центре перехода находился огромный стол-верстак, на нем – небольшой цветной эскиз и масштабный черно-белый рисунок – в натуральную величину.
Сначала нужно было перенести часть рисунка на кальку, потом разрезать эту кальку на отдельные фрагменты, по форме фрагмента вырезать точно такой же кусочек плитки. И собирать их на столе уже в виде картины в специальные рамы.
Из воспоминаний работницы: «90 процентов плитки на панно – обычная шахтинская. Основное ее достоинство: огромное количество цветов и полутонов. Хоть и была она твердой, дубовой, но пилилась хорошо. Самой плохой была белая и светло-кремовая, ее выпускали в Славянске. Работать невозможно, крошилась в руках. Чешской тоже было немного. В основном светло-голубая, которая шла на фон. И она казалась нам чудом: мягкая, без сколов. Единственное, чего мы не могли достать ни за какие сокровища, – плитка ярко-красного цвета. Ее просто не выпускали. Мы просили завод покрасить небольшое количество и переобжечь специально для панно».
Уникальный ручной труд советской женщины, сегодня переходы можно назвать галерей советского искусства.
Подземные переходы города Ростова-на-Дону были построены в 1970-80-х годах, они должны были быть выходом из метро. В 1970-м по количеству населения Ростов приближался к городу-миллионнику, и был заложен камень – в городе будет метро. Метро нет по сей день, но есть красивые переходы.
Юрий Никитич Лабинцев, руководитель проекта, был лепщиком и плиточником. Не было возможностей развивать художественный талант, пошел туда, где деньги можно заработать. И вышло так, что в переходах он воплотил свою мечту о творчестве. Ему за ростовские переходы Орден Ленина вручили.
Таких переходов больше нигде нет, лишь в единственном экземпляре в Ростове-на-Дону.
Адреса переходов:
Проспект Буденновский – улица Московская (район центрального рынка)
Проспект Буденновский – улица Большая Cадовая
Проспект Ворошиловский – улица Большая Cадовая
Проспект Кировский – улица Большая Cадовая
Если хотите посмотреть все мозаичные панно, советую начать с перехода Проспект Буденновский – улица Московская и двигаться по ул. Большая Садовая к проспекту Кировский.
Проспект Буденновский – улица Московская (район центрального рынка). Подземный переход к Центральному рынку – самый большой, поэтому там можно увидеть несколько мозаичных панно: жизнь, быт донских казаков, герои произведений М. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая Целина», «Донские рассказы». Можем увидеть Григория и Аксинью, Нахаленка Мишку, деда Щукаря), пейзажи и животные донской земли, жизнь (работа, отдых) горожан (отдых на реке с палатками, катание на водных лыжах).
Проспект Буденновский – улица Большая Cадовая. Отражена тема ВОВ, битва за Ростов и Азовские походы Петра I.

Проспект Ворошиловский – улица Большая Cадовая. Этот переход – машина времени в СССР, на панно отражена эпоха в деталях. В 1979 году, который был объявлен Годом ребенка, было выложено панно, на котором летний отдых советских детей, герои популярных мультфильмов, панно от рождения до выпускного бала, на противоположной стене – популярные советские профессии: шахтёр, доярка, птичница.
Панно «Роддом». Присмотритесь, видите макияж женщин и голубые тени? Make up в лучших традициях того времени. Панно «1 сентября, линейка» – найдите среди школьников собаку. Панно «На уроке», мальчик чешет затылок над примером, а пример – с известной картины. Картина «Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского» художника Н. П. Богданова-Бельского, написана в 1895 г., находится в Третьяковской галерее

Проспект Кировский – улица Большая Cадовая. Космос под землей. Стены этого перехода оформлены в космической тематике. Три космонавта на спутнике Юпитера, изображение картины французского астронома Камиля Фламмариона. А еще одно панно сделано по рисунку космонавта Алексея Леонова, на котором он изобразил свой выход в космос.

Елена Лысенко – участник проектов «Ростов Исторический» на канале «Первый Ростовский», «Московское долголетие», «Открой Ростов», «Голос города», программы «Маршрут построен: Ростов-на-Дону» на канале ТВЦ, амбассадор Аviasales «Короче».