«Не пировать, а соревноваться!» — Масленица на Дону

«Не пировать, а соревноваться!» — Масленица на Дону

Для казаков проводы зимы — относительно молодой праздник, они начали отмечать его лишь в XVIII веке, гораздо позже, чем пришли на Дон. На Масленицу у донских казаков на улицах проводились скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. В казачьей Масленице главное — не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. На празднике всегда обязательно присутствовала джигитовка, непременно проходили состязания по владению оружием.

В 1892 году донской историк Василий Дмитриевич Сухоруков написал книгу «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях». В ней он описывает, как казаки праздновали Масленицу в столице донского казачества Новочеркасске. «Масленица у предков наших праздновалась великолепным образом: целую неделю от малого до старого весь город веселился. Кроме приятельских бесед мужчин и женщин, которые в эту неделю почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни, главное отличие масленичного веселия составляли скачки и пальба. Приготовления к сему начинались почти целым месяцем ранее; во все это время молодежь не выходила из конюшен, не досыпала ночей. С наступлением первого дня Масленицы вооруженные наездники собирались к назначенному месту, на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством.

На открытом месте стояла мишень – пучок камыша, перпендикулярно поставленный, а саженях в 200 от него назначался пункт, от которого надлежало скакать. Начиналась скачка: первый несется стрелою седой старец; бросив у самого пука поводья, прикладывается он коротким своим ружьем, и пук зажжен. За ним летит юноша, который, на всем скоку соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пук и в миг – на лошади; другие по следам его перепрыгивают через огонь. Иной, притворяясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив ее вперед, ловит ее на лету. Таким образом, наездничествовали здесь донские воины каждый день до вечера, переменяя по несколько пуков камыша в день и по несколько коней. Устав от скачки, старики подъезжали к возкам и из рук бабушек подкрепляли себя сабиралом (лучшим медом), а молодежь украдкой ловила взоры сидевших в вокзалах прелестных затворниц».

В масленичные дни казаки устраивали и скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Такие скачки обычно собирали от 50 до 100 лошадей. Особенно запомнилась очевидцам скачка 1805 г. при закладке города Новочеркасска, в которой участвовало около 500 лучших донских скакунов. Победитель получил коня со всей сбруей, второй призер — несколько аршин сукна и парчи, третий — сафьян, тебеньки и стремена.

Гуляли целую неделю. Катания на лошадях были обязательной частью масленичных гуляний на Дону. Любимым развлечением на Масленицу у мужских групп были кулачные бои. Разделение на возрастные группы было важнейшим принципом в организации кулачных боев. Выделялись следующие страты: дети 5-6 лет, подростки, казаки приготовительного разряда, служилые казаки (неженатые и семейные) и старики. В ходе кулачного боя четко разделялись функции членов каждой страты. Дети 5-6 лет и подростки выполняли функции «затравщиков». После того как участники боя выстраивались в позиции «стенка – на стенку», вперед, в свободное пространство между линиями выходили мальчишки и для «затравки» выкрикивали в адрес противоположной партии «обидные слова». В ход шли станичные клички, а в боях обменивались прозвищами.

Следующими в схватку вступали подростки. Они набегали друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями с криками «ура». Своими действиями они имитировали «взрослый бой», но полноправными участниками обряда не признавались.

После затравщиков на линию противостояния выходил «лидер-боец» – представитель взрослых казаков. Криком «Зачинать! Дай бойца!» он вызывал на индивидуальный бой бойца с противоположной стороны. После короткой схватки «лидеров» в бой включалась «стенка». При этом также соблюдалась очередность: сначала бились «малолетки» — казаки приготовительного разряда (юноши от 17-18 до 21 года, готовившиеся к службе, иногда уже принявшие присягу), вслед за малолетками в бой вступали служилые казаки. Казаки в отставке присоединялись к дерущимся по желанию: «выходили побаловаться, силой и удалью похвастать». Каждая партия выбирала из числа опытных бойцов своего «атамана», он расставлял бойцов в позиции и «следил, куда во время боя нужно помощь послать».

Функции стариков заключались в судействе: они следили за соблюдением правил боя, в случае необходимости останавливали его, наказывали виновных, награждали победителей. Нередко, впрочем, особенно в «праздничные» бои, старики также подключались к схватке на заключительных ее этапах. Женщины и дети были неизменными зрителями. Причем за женщинами закреплялась обязанность «оттаскивать в сторону раненых».

По воспоминаниям нашего земляка писателя Александра Михайловича Суичмезова, в станице Усть-Белокалитвинской во время кулачных боев на Масленицу особенно берегли «певунов» и гармонистов. Того, кто был запевалой во время походов, не допускали к кулачным боям, чтобы не пострадал «голосистый» казак.

Конец Масленичной недели – Прощеное воскресенье – был днем, когда члены одной семьи просили друг у друга прощения, причем начинали всегда с самых старых членов семьи.

«Не житье, а Масленица», «Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают», «Масленица идет, блин да мед несет», «Масленица объедуха, деньгам приберуха».

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.

Александр Кравченко,

8 (86383) 2-64-32,

e-mail: info@perekrestokinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content