Новые реалии: учись, играя

Новые реалии: учись, играя

Однако со времен своего появления в 60-х годах прошлого века он значительно повзрослел и изменился. Теперь игры не только помогают скоротать время и забыть о повседневных проблемах, но и способны обучать человека чему-то новому и прививать интерес к различным отраслям науки.

 

Активное познание мира

Дети познают мир через игру. Этот процесс вполне объясним простейшими психологическими механизмами взросления: в самом раннем возрасте, не имея возможности выполнять те же действия, что и взрослый человек, ребенок имитирует деятельность старших и постепенно осваивает базис процесса. Если предмет игры его достаточно заинтересует, в дальнейшем он сможет лично и с помощью родителей углубиться в более серьезное его изучение. Все начинается с простейшей моторики и основ речи и постепенно перерастает во всевозможные «дочки-матери», конструкторы, раскраски и другие игры, имитирующие уже более взрослую деятельность.

Если говорить тезисно, плюсы игр по сравнению с традиционными описательными методами обучения заключаются в их интерактивности, наглядности и развлекательной стороне. Взаимодействуя с игрой, подчиняясь ее правилам, ребенок через личный опыт усваивает систему, лежащую в ее основе. Развлекательная сторона на психологическом уровне позволяет избежать отторжения предмета из-за скуки и стресса (ведь мало кто из бывших студентов и школьников признает, что им было интересно слушать многочасовые лекции и затем повторять заученный материал на экзаменах, боясь плохих оценок). А наглядность, выраженная в художественном сопровождении игры, от наклеек на кубиках до тщательно смоделированного исторического города, позволяет намного проще усваивать полезную сопутствующую информацию.

 

Индустрия повзрослела

Чему-то новому мы учимся всю жизнь. И методы обучения взрослеют вместе с нами. Те же видеоигры, которые три десятка лет назад по функционалу были сопоставимы с кубиками, сегодня предлагают мощнейший набор функционала, позволяющий начать освоение некоторых зачастую очень сложных предметов.

Возьмем, к примеру, вождение автомобиля. С ростом вычислительных мощностей современных компьютеров появился игровой жанр серьезных автосимуляторов, в которых дотошно смоделирована физика машины, ее поведение на различных дорожных покрытиях и даже принципы работы деталей и механизмов. К ним можно отнести серии Gran Turismo, Assetto Corsa, Project C.A.R.S. и Richard Burns Rally. Конечно, ни один из них не заменит реальную практику на настоящем автомобиле, но может помочь усвоить основы процесса вождения в полной безопасности. Правила дорожного движения же подробно реализованы в симуляторе City Car Driving, который и был изначально скорее не игрой, а обучающей программой.

Математика и планирование часто считаются самыми скучными и сложными предметами для изучения. С недавнего времени в некоторых крупных институтах в качестве подсобного материала по ним используются комплексные градостроительные симуляторы вроде SimCity или Cities Skylines, в которых хоть и схематично, но достаточно подробно смоделирована работа крупного мегаполиса с его транспортными и коммунальными сетями, экономической экосистемой и прочими нюансами.

Намного интереснее сложилась ситуация с историей. Уже давно различные исторические периоды становятся основой для всевозможных художественных произведений, вроде книг и кинофильмов. Игры в этом плане зашли дальше благодаря своей интерактивности. Но и тут есть нюансы. Некоторые произведения используют исторические реалии лишь в качестве грубого схематичного фона для происходящих событий, а другие, вроде серий Civilization, Crusader Kings и Europa Universalis, изобилуют допущениями и позволяют буквально перекроить ход истории на свой лад, например, не допустив исчезновения цивилизации ацтеков и приведя их к мировому господству. На этом поприще самых значительных результатов достигла серия Assassins Creed, на текущий момент насчитывающая уже 11 номерных частей. Сквозной сюжет серии являет собой добротную беллетристику о многовековом противостоянии братства ассасинов и ордена тамплиеров в духе книг популярного писателя Дэна Брауна. Но вся соль в том, что действие каждой части разворачивается в новом историческом периоде, от древнего Египта и крестовых походов до викторианской Англии времен промышленной революции, и в ходе игры пользователь знакомится и взаимодействует с реально существовавшими историческими личностями и принимает участие в важных событиях, о которых рассказывают учебники. Это помогает в легкой увлекательной форме узнать, кем были Геродот, Чарльз Диккенс и Робеспьер, побывать свидетелем или даже участником Бостонского чаепития и Пелопонесской войны, а также позволяет получить подробные справочные сведения о них по нажатию одной кнопки. Стоит отметить и дотошность моделирования мест действий этих игр. Например, в восьмой части Unity, происходящей в Париже времен Великой французской революции, город воссоздан в масштабе 1 к 1 по старым планам и эскизам. А достопримечательности буквально до кирпичика соответствуют своим реальным прототипам. После страшного пожара, почти уничтожившего Нотр-Дам де Пари, разработчики игры устроили ее бесплатную раздачу в своем сетевом магазине, поскольку для многих людей это стало единственной возможностью познакомиться с шедевром архитектуры в его первозданном виде.

Minecraft – забавный виртуальный конструктор, позволяющий заниматься творчеством в случайно сгенерированном мире, который можно разобрать и снова собрать по кубикам. И так бы он и остался детской песочницей, если бы разработчики путем множества обновлений не ввели в него огромный инструментарий по созданию всевозможных предметов и механизмов, даже довольно сложных. С его помощью творческие личности воссоздают в игре здания, ландшафты, огромные сцены из художественных фильмов и даже действующие модели цифровой техники – калькуляторов и простейших микрокомпьютеров. Огромные возможности, предоставляемые игрой, сделали ее культурным феноменом и привлекли внимание не только детей и скучающих взрослых, но и некоторых серьезных организаций. Так, в начале эпидемии коронавируса ДГТУ провел в игре настоящую лекцию для своих студентов, пребывающих в самоизоляции. А Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова устроил в игре спектакль, поставив «Вишневый сад» режиссера Эдгара Закаряна по мотивам пьесы Антона Чехова. В 15-минутном представлении участвовали реальные актеры театра, озвучивая своих персонажей и управляя их действиями.

 

Будущее

Несмотря на значительный прогресс за 60 лет своего существования, индустрия цифровых развлечений сегодня находится в состоянии ищущего себя подростка. Но будущее уже не за горами. Только-только начинают становиться массовыми устройства виртуальной реальности, а на пороге уже маячат доступные AR-очки, которые позволят носящему своими глазами получать нужную информацию прямо на улице, не заглядывая в смартфон. Например, вы сможете видеть энциклопедическую информацию о любой достопримечательности, на которую только посмотрите, или маршрут до места назначения, проложенный прямо по улице, по которой вы идете.

И это, несомненно, создаст больше возможностей, как игровых, так и обучающих. А что нас ждет еще через 10 лет – остается только гадать. 

Денис Алентьев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content