Развлечения на стыке тысячелетий

Развлечения на стыке тысячелетий

Закат «лихих» 90-х был в некотором роде знаковым этапом для молодежи того времени. По всему миру, словно лавина, распространялась повсеместная компьютеризация, а видеоигры как массовое развлечение захватывало умы детворы. Мы узнавали о нем от друзей, из глянцевых журналов и популярнейших телепередач «От винта!», которую вели Антон Зайцев и Борис Репетур (передача, кстати, и поныне живет и здравствует на просторах интернета), и «Денди – новая реальность» под патронажем всеми любимого Сергея Супонева, которого давно уже нет в живых.

Конечно, компьютеры тогда были дорогими и редкими, а о доступном дешевом интернете большинство россиян могли только мечтать. И этот пробел заполняли растущие, как грибы после дождя, компьютерные игровые клубы.

Три места

Белую Калитву это веяние, естественно, никак не могло обойти стороной, и таких клубов у нас было несколько. Один из первых, в который я попал с друзьями, располагался в пристройке на первом этаже дома 11/2 на пересечении ул. Дзержинского и Лермонтова. Крошечное помещение с несколькими столами и телевизорами всегда было под завязку набито школьниками, особенно зимой. Тогда из-за портфелей и тяжелых курток там было не протолкнуться. От остальных похожих заведений этот клуб сильно отличался тем, что тут не было, собственно, компьютеров. Вместо них играли на консолях (тогда мы называли их «приставками») Денди, Сега и даже моднейших Сони Плейстейшен. В дальнем углу помещения располагалась стойка, из-за которой администратор доставал коробки с картриджами и дисками, и в них можно было долго и с упоением рыться, выбирая себе развлечение на ближайшие несколько десятков минут. И почти всегда во время игры у тебя за спиной мог появиться незнакомый «старшак», который начинал нашептывать тебе на ухо, что ты абсолютно неправильно играешь и он готов показать тебе, как надо. Естественно, урвав при этом 5-10 минут твоего оплаченного времени. Но это было обычным делом для всех таких заведений.

Другой очень важный для нашей компании клуб располагался в самом приметном месте города – в ДК им. Чкалова, на первом этаже, в закутке, где сейчас находится выставка картин Ворожцова. Пространство между колоннами тогда было перегорожено железными решетками. Слева была дверь, сразу за которой располагалась администраторская кладовка, в которой хранились игровые диски, компьютерные детали и периферия на замену. Внутри вдоль решеток стояли лавочки и стулья, на которых школьники оставляли свои пожитки, а кто-то умудрялся даже дремать. Вдоль окон располагались столы с игровыми машинами. Компьютеры в этом клубе стояли неплохие и были объединены в локальную сеть. На них все играли в сетевые «стрелялки» и иногда другие, чуть более времязатратные жанры. Владельцем и администратором этого клуба тогда был дядя моего крестного брата, Андрей Голубев. И, поскольку на тот момент у меня дома уже стоял компьютер, это позволило мне выменивать и покупать там диски с новинками, которые редко добирались до магазинов и рыночных развалов. После особо напряженных сетевых матчей на задворках ДК порой можно было услышать отзвуки жарких споров между победителями и проигравшими. Пострадавших, впрочем, почти никогда не было.

Одним из последних белокалитвинских компьютерных клубов на моей памяти был «Ассорти», располагавшийся на ул. Мичурина, 15, совсем недалеко от входа в школу №6. Нынешние работники сферы образования были бы в ярости от подобного соседства, поскольку многие нерадивые школьники тогда сбегали с уроков, чтобы провести побольше времени за компьютерами. Многим из нас, впрочем, это не помешало закончить школу с максимально хорошими оценками, параллельно занимаясь спортом и другими полезными делами. Такое странное название клуб носил из-за преемственности – раньше на его месте располагался обычный для 90-х ларек. Позже хозяин пристроил к нему дополнительные помещения, где разместил компьютеры и занялся новым для себя бизнесом. Им, кстати, был мужчина пожилого возраста. Увы, никто из тогдашней компании уже не помнит, как его звали. Но все мы ласково называли его «дедом» и относились с максимальным уважением. Иногда доходило даже до того, что в клуб заходили незнакомые маргиналы, и тамошним завсегдатаям приходилось вставать горой за честь места и его владельца. Такие были времена. В клубе было две комнаты, в одной из которых стояли компьютеры послабее, а в другой – помощнее. На вторых играли в основном старшеклассники, выбором которых были всяческие стратегии, новые «стрелялки» и прочие вещи посложнее. За остальными машинами проводили время младшеклассники, привыкшие к менее требовательным развлечениям.

Закат эпохи

«Ассорти» просуществовал до начала 2000-х, когда повсеместная домашняя компьютеризация и распространение доступного интернета загнало этот бизнес в могилу. В последний раз я заходил туда, уже будучи студентом и приезжая из Ростова домой на выходные. Кстати, тогда у меня появилась возможность сравнить белокалитвинские клубы с ростовскими. В последних, конечно, все было более цивильно. Больше компьютеров, сами они помощнее, встречалось подключение к интернету, через который можно было послушать музыку или скачать фильм. Но главным отличием было то, что в большинстве этих клубов развлечения не ограничивались исключительно компьютерами. Во многих местах можно было поиграть в настольные игры вроде «Magic: The Gathering» и нашей «Войны». Увы, этот тренд до Белой Калитвы так и не дошел, хотя порой этого сильно не хватало. И сегодня периодически открывающиеся антикафе и клубы по интересам ограничиваются элементарной «Мафией», обходя вниманием даже простого и веселого «Манчкина». Приходится играть в тесном кругу друзей, которых нынче и собрать вместе бывает порой непросто.    

Компьютерные игровые клубы в том виде, в котором их запомнило наше поколение, ушли в историю. Похожие заведения остались в больших городах, но поменяли формат. Нынче там можно поиграть в игры в шлемах виртуальной реальности или, удобно расположившись на комфортных диванах и в креслах-мешках, провести время за дорогими современными консолями. Заведения именно с компьютерами переквалифицировались в спокойные интернет-кафе с барами или тренировочные площадки киберспортивных команд. Нужда ходить в клубы конкретно за играми попросту отпала, потому что поиграть с друзьями по сети можно из дома или даже со своего мобильного телефона. А от оставшихся заведений ждут в основном комфортной атмосферы и приятного времяпрепровождения, как в кафе и ресторанах. Закономерный результат технологического развития. И, с одной стороны, это удобно. А с другой – потерялась какая-то романтика, отзвуки которой иногда доносятся с волнами острой ностальгии. Славные были времена.

Денис Алентьев,

8 (86383) 2-64-33,

e-mail: info@perekrestokinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content