«Татарный» мостик в хуторе Богураеве Белокалитвинского района

«Татарный» мостик в хуторе  Богураеве Белокалитвинского района

 Когда-то здесь мчались тяжелые БелАЗы. Чтобы обеспечить устойчивый транспортный поток через речку Лихую, построили мощный мост.

Здесь хочется сделать небольшой экскурс в недавнее прошлое. Расцвет камнедобывающих предприятий богураевской «горки» пришелся на послевоенный период. Восстанавливая разрушенное хозяйство, страна остро нуждалась в продукции каменно-щебеночных предприятий. Так, в хуторе Богураеве и его окрестностях начали работать сразу четыре карьера — Богураевское рудоуправление, Щебзавод-65, каменно-щебеночный завод в поселке Бондарном и «Рожок».

В некоторых их них количество рабочих (вместе со строительными и вспомогательными цехами) было более 1500 человек. Труд в основном ручной, непомерно тяжелый. Кирками «ломали» камень. На тележках отвозили на погрузную стенку. Оттуда – в вагоны или машины.

Чуть позже появились экскаваторы, грузовые машины – троллейвозы (работали, как трамваи, на электрическом токе), ЗИЛ, КРАЗ, чешские «Татры» и огромные БелАЗы.

Даже ночью гул мощных механизмов далеко разносился по окрестностям. А «массовые взрывы» рвали плоть земли так, что ходуном ходили стены домов, словно во время землетрясения.

К примеру, в бывшем карьере, который носил название «Рожок», сегодня даже искушенный человек с трудом отыщет следы большой работы. А когда-то местные жители иногда называли этот карьер «Золотой Рожок». На самом деле, место уникальное. На левом берегу речки Лихой до революции находились Чекомасовы сады – по фамилии хозяина, у которого здесь же была установлена и водяная мельница. Еще сегодня можно увидеть множество «одичавших» груш и яблонь.

Раньше здесь кипела и бурлила жизнь. Шла бойкая отгрузка камня. Заработки были высокие. Да еще с вагонами приезжали толкачи с ящиками водки, чтобы их быстрее загрузили. Вот и прозвали этот карьер «Золотым Рожком». Труд был тяжкий, зато вознаграждение – выше всех похвал…

А «Татарный» мостик сегодня разрушается. По этой ветке технологической дороги Богураевского рудоуправления был построен даже переходной мостик с деревянными ступенями. Сварная железная конструкция служила для перехода через технологическую дорогу школьников, которые из хутора шли в поселок Главнеруд. Этот мостик был построен для обеспечения полной безопасности людей, ибо многотонные грузовики из карьера (дорога шла под уклон) неслись с огромной скоростью. О том, чтобы в критический момент затормозить, вообще речь не шла. Вот и старались обезопасить людей.

Наверное, молодое поколение и не помнит об этом переходном мостике! Его снес во время ночной смены один из водителей. Он забыл опустить кузов БелАЗа, и мостик был разрушен.

Да, бежит время. Сегодня замерла жизнь в карьерах. Некоторые превратились в настоящие мусорные свалки. Дробильно-обогатительные фабрики «попилили» на металл. В некоторых карьерах (на Щебзаводе-65) подземные ключи образовали озеро, и сюда теперь приезжают отдыхать даже из Белой Калитвы. Местные жители в поисках заработков уезжают на Север, в Москву, Сочи, Питер. А ведь были времена, когда сюда приезжали на заработки с окрестных и дальних хуторов…

 

Александр Кравченко,

8 (86383) 2-64-32,

e-mail: info@perekrestokinfo.ru

 

На фото:  в  свое время через речку Лихую в Богураевском рудоуправлении построили мощный мост, который обеспечивал движение грузового транспорта из карьера к дробильно-обогатительной фабрике

Skip to content