За рулем санитарной машины

За рулем санитарной машины

Елизавета Мироновна Иванова родилась 20 апреля 1911 года в Белой Калитве, в семье железнодорожника. Отец работал путевым обходчиком и трагически погиб в 1921 году, а мать Елизаветы ненадолго пережила своего мужа и скончалась в 1924 году. 12 детей остались сиротами. Пятерых младших отправили в детский дом в хуторе Янове (тогда Тацинского района). Елизавета и ее сестра-близнец ненадолго задержались в детском доме, вскоре ушли работать по найму в богатую семью, нянчили детей.

Когда Елизавете исполнилось 15 лет, она пошла работать в Тацинский дом колхозника уборщицей. Это продолжалось с 1925 года, а в 1929 году произошло радостное событие – ее приняли в комсомол. По комсомольскому направлению Елизавету отправили на курсы трактористов, хотя девушка была малограмотной. А не ходила в школу она потому, что не во что было одеваться – так бедно жили. Но тяга к знаниям у юной трактористки была. Елизавета изучила устройство и эксплуатацию трактора на отлично. Работать ее направили в Морозовский район, в совхоз им. Сталина. Во времена коллективизации, в 1930 году, Елизавета «била свою первую борозду» в поле.

В 1932 году девушка-трактористка вышла замуж. Ее избранником стал заведующий местным магазином Яков Иванович Иванов. Вскоре мужа перевели на работу в Маньково-Березовскую. Молодая жена поехала с ним и вместе с ним работала в магазине. Елизавета поступила и успешно окончила курсы продавцов второй руки смешанных магазинов в Ростове, получила диплом и была направлена на работу в межрайбазу г. Морозовска. От этой базы ее отправили на курсы шоферов, так как девушка была хорошо знакома с техникой, правда, пока с трактором.

Три месяца учебы в Ростове, и вот Елизавета уже шофер с водительским удостоверением. Она работала на той же межрайбазе, возила директора на легковом автомобиле, а на грузовике возила товары по девяти районам Ростовской области. Работа была очень тяжелая и беспокойная, а главное – Елизавета дома появлялась очень поздно. В конце концов муж настоял, чтобы она поменяла работу, и в 1940 году она устроилась шофером скорой помощи в железнодорожную больницу.

Началась Великая Отечественная война. 22 июня 1942 года Елизавету Мироновну мобилизовали в Красную Армию вместе с санитарной машиной. Она попала в отдельный восстановительный 52-й батальон 27-й бригады. Эта часть переформировалась в то время в Морозовске. Батальон передвигался вслед наступающим войскам и восстанавливал разрушенную железную дорогу и мосты. В составе этой части Елизавета Мироновна дошла-доехала до Мукачево, а потом в Бессарабии восстанавливали большой мост через Днестр. В боевых и трудовых заслугах батальона восстановление огромного моста через Днепр длиной в 1900 метров около города Черкассы.

Советские войска стремительно наступали, победа уже была близка. Восстановительный батальон перебросили в Румынию, в город Яссы, где они занялись своим привычным делом – восстановлением железнодорожного полотна и мостов.

Там произошел трагический случай. Вот как его описывает в своих воспоминаниях сама Елизавета Мироновна: «Трое бойцов – солдат, комсорг и лейтенант случайно подорвались на мине, которая осталась от фашистов. Мне приказали, как можно быстрее отвезти раненых в военно-полевой госпиталь. И я повезла бойцов через всю Румынию, в сопровождении капитана. Больных уложили на сиденья из кабины, мне же пришлось ехать, сидя на досках. По пути один из раненых умер, у второго началась гангрена (впоследствии, когда мы приехали в госпиталь, ему ампутировали ногу выше колена прямо при нас), а третьему, лейтенанту, извлекли из ноги осколки мины при помощи магнита и отправили с нами обратно в свою часть на лечение».

Из Яссы батальон передислоцировали на Украину, в Жмеринку, для быстрого ремонта железнодорожных путей. Фашисты по ночам бомбили станцию с воздуха, а наши бойцы восстанавливали железную дорогу, чтобы поезда с войсками и боеприпасами могли вовремя прибыть на фронт.

Елизавета Мироновна со своим батальоном побывала в Венгрии, в городах Дебрецен и Мишкольц, где они день и ночь ремонтировали пути, клали рельсы и шпалы. Затем Чехословакия, где батальон встретил День Победы.

Из воспоминаний Елизаветы Мироновны Ивановой :«Сколько было радости! Все, знакомые и незнакомые, обнимались, целовались, танцевали, смеялись и плакали. Вместе с нами радовались и чехи. Наш комбат вместе с чехословацким начальником организовал в клубе праздник по такому случаю. Все женщины нашей части, связистки, писари, санитарки, лепили вареники. Среди них была и моя землячка из Белой Калитвы, связистка Ольга Игнатенко, которая после войны вернулась в родной город и жила по ул. Заводской. Чехословацкому начальнику после торжественного митинга в честь Дня Победы мы подарили большую самодельную куклу…»

Кончилась война, женщин из батальона демобилизовали, но Елизавету Мироновну в составе части отправили на строительство железнодорожного полотна в Челябинске, где она работала до 10 сентября 1945 года. После чего наконец-то ей на смену прислали мужчину-водителя. Елизавета Мироновна передала ему автомобиль и вернулась домой.

В 1987 году была награждена орденом Отечественной войны II степени.

Сергей Понедельченко.

Редакция выражает благодарность Белокалитвинскому краеведческому музею за предоставленные архивные материалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content