В Новошахтинском драмтеатре прошла тифлопремьера музыкального спектакля «Аладдин»

В Новошахтинском драмтеатре прошла тифлопремьера музыкального спектакля «Аладдин»

Вчера, 12 ноября, накануне ежегодного Международного дня слепых, в Новошахтинском драматическом театре прошла тифлопремьера музыкального спектакля для семейного просмотра «Аладдин». До этого спектакль уже был представлен публике, но теперь он прошел в особом качестве – адаптированным для тотально слепых и слабовидящих. Подготовила адаптацию и провела спектакль Александра Сопова – тифлокомментатор высшей категории. Сообщает портал правительства Ростовской области.

— Этот новый формат позволяет слепым и слабовидящим приобщаться к театральному искусству, воспринимая его на слух, — рассказала министр культуры Ростовской области Анна Дмитриева. — Тифлокомментирование – это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.

В августе этого года актриса театра Александра Сопова выиграла грант на обучение по специальности «Тифлокомментатор» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», прошла обучение в институте «Реакомп» (г.Москва). Сегодня это единственное учебное заведение в России, где сертифицированно обучают специалистов этой редкой профессии.

— Новошахтинский драматический театр более 50 лет сотрудничает с местной организацией ВОС, и представители общества слепых – частые гости театра. Обычно слепые и слабовидящие приходят в театр с сопровождающим, который шепотом рассказывает о происходящем на сцене. Для профессионального тифлокомментирования необходимо специальное оборудование – это передатчик для комментатора и индивидуальные приемники с наушником для зрителей, — пояснила Анна Дмитриева.

Незрячие люди нуждаются в большем внимании, чем обычные зрители. Им нужно помочь понять суть постановки, для этого тифлокомментатору предоставляются лишь короткие паузы между репликами артистов, важными звуками и песнями. Важное правило – не перекрывать комментарием реплики: актер – главный на сцене, а тифлокомментатор только помогает, не берет на себя внимание и, в идеале, растворяется в «ткани» спектакля. Важно сохранять интригу, не называть того, что еще не было представлено в ходе спектакля. Тифлокомментарий – авторский текст, и важно найти баланс между достоверностью происходящего и «магией» театра. Не «перегружать» комментарий специальной терминологией, но при этом не высказывать субъективного оценочного мнения и чрезмерной эмоциональности. Важно ориентироваться на возраст зрителя и создавать тифлокомментарий, доступный для понимания публики.     

В планах театра – адаптировать большую часть спектаклей репертуара для слепых и слабовидящих зрителей, а также проводить выставки изобразительного искусства с тифлокомментированием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому